Преподаватели Ессентуков встретились с действительным членом Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором Марком Поташником.
Автор более 400 работ по проблемам педагогики, инновационных процессов и управления образованием, победитель всероссийского конкурса «Лектор года», Марк Поташник уже более 50 лет читает лекции по исследуемым им темам.
Прежде чем приступить к «разбору полетов», лектор посетил несколько открытых уроков разных предметников в начальных классах гимназии «Интеллект».
– Мой приезд связан с определенной задачей, – пояснил Марк Максимович. – Она связана с циклом лекций по формированию знаний и умению учителей по федеральному государственному образовательному стандарту.
Бывший учитель и директор самой большой по численности школы в Москве, пожизненный академик Российской академии образования и автор более пятисот научных работ, он задаётся вопросами о том, что такое «урок 21-го века». Почему детям не интересно учиться?
– У нас главная беда, что современные преподаватели не являются учителями 21-го века, у них низкая эрудиция, – делится академик. – Они кроме своего предмета или даже его части, которая входит в школьную программу, ничего знать не хотят. Идти надо от содержания образования. Решить эту проблему можно только через самообразование и саморазвитие. Моя задача – вызвать у учителей состояние, которое я называю кризисом компетенции. Если вызову его, они начнут читать книги, станут более грамотными и эрудированными.
Несмотря на то, что лекции читал академик, каждое слово было понятным и доступным. В первую очередь он напомнил присутствующим, что только учитель должен являться автором и режиссером собственных уроков.
Говоря о формах работы на современном уроке, Марк Максимович выразил мнение, что использование игры оправдано лишь в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательной цели урока и не превалирует над сущностью учебного материала.
К обязательным требованиям современного урока Марк Поташник относит безусловный учет обученности, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов и классов, анализ восприятия ребенка и, в зависимости от результата, выбор методики обучения.
Валерия ПЕТРОВА